На правах рекламы:
• По вашему желанию верстак слесарный на лучших условиях. По вашему желанию сейф на лучших условиях.
• коньки для фигурного катания купить . Чем меньше стартовые затраты, тем легче решиться начать заниматься этим красивым видом спорта. Обязательно обратите внимание на коньки под брендом RUNA, если Вы собираетесь купить детские фигурные коньки начального уровня или фигурные коньки для взрослых. Фигурные коньки Руна представляют собой одно из лучших предложений на российском рынке фигурного катания для начинающих фигуристов (1-2 год обучения) и тех, кто катается в свое удовольствие (массовое фигурное катание).
Перекрёстная нотация как элемент символики и цветозвуковой эстетики позднего Скрябина
НЕКОТОРЫЕ ОБОБЩЕНИЯ И ВЫВОДЫ
Поражает тот факт, что 7-я и 6-я сонаты – это произведения не только "для ушей", но и "для глаз": их невозможно понять без нотного текста, прослушав только в темперированном строе рояля, и по количеству скрытых в их тексте намёков они уникальны в скрябинском наследии. "Прометей" в этом смысле более прямолинеен, хотя и в нём есть элементы скрябинской игры с текстом, как и во всяком его произведении, но они никак не связаны со смещением нотации. Вдоволь "позабавившись" с перекрёстной нотацией, Скрябин в дальнейшем ограничивался ранее найденными им средствами выражения "мистики", в том числе чисто музыкальными, придя, очевидно, к выводу, что подобное шифрование, не проверенное в реальном звучании, использовать неразумно, а перекрёстная нотация усложняет понимание тонального плана, поэтому в конечном итоге Скрябин расстался с нею из практических соображений, но, полагаю – с сожалением.
Можно сделать вывод о том, что Скрябин тонко ощущал абсолютную высоту звучания, потому что отдельные гармоники ещё можно сравнить с реально звучащими тонами темперированного строя, а вот для широких аккордов, целиком воображаемых внутренним слухом, не существует другого эталона, кроме как композиторские ощущения, однако Скрябин несомненно ИМЕЛ некое внутреннее интегральное представление о них. Недаром он говорил Сабанееву, что даже хроматическая гамма представляется аршинными шагами рядом с такими тонкими гармоническими переходами. Относительно 7-й сонаты интересно отметить ещё одно обстоятельство: в отличие от 6-й сонаты и некоторых других сочинений, в 7-й сонате отсутствуют моменты, которые можно было бы оценить как-то неоднозначно с точки зрения тональности и нотации. В её тексте нет никаких ошибок, которые композитор мог бы случайно внести в нотную запись, в ней нет ни одного фрагмента или аккорда, которые можно было бы толковать несколькими способами – текст сонаты тщательно проработан автором, нотация с точки зрения его собственного уникального подхода абсолютно безупречна. Я объясняю это тем фактом, что Скрябин именно 7-ю сонату раньше закончил, а потому он, очарованный своими новыми открытиями, в частности, идеей перекрёстной нотации, постарался максимально аккуратно провести всю фазу текстуального воплощения. Я не хочу сказать, что 6-ю сонату он записал менее аккуратно, но в ней имеются моменты, весьма сложные для расшифровки, а также моменты, допускающие неоднозначное толкование, которые будут далее рассмотрены в соответствующей статье. Зато 7-я соната совершенна не только с точки зрения её фортепианного воплощения, но и с точки зрения его отражения в нотном тексте.
К сожалению, в свои тайны Скрябин по существу так никого и не посвятил. Как верно подметил Сабанеев, в лице Скрябина музыкальное искусство впервые в своей истории столкнулось с человеком, пытавшимся средствами своего искусства осознанно выразить абстракции совершенно не музыкальные и вырваться за пределы музыки на простор глубоких философских обобщений с далеко идущими последствиями – вплоть до выводов о судьбе мироздания. Поэтому Сабанееву казалось, что увлечённого трансцендентными философскими размышлениями Скрябина даже музыкальное творчество порой тяготило как нечто мелкое и в глубине своей примитивное, как и любое земное занятие, но в рамках музыки его удерживало только то, что он всё же был великим ХУДОЖНИКОМ и большим профессионалом.
Скрябина и додекафонистов объединяет трактовка равномерной темперации как средства организации и упорядочения звукочастотного пространства, в котором частотные дискреты являются предметом договора, поэтому никто равномерно темперированный строй к конкретным частотам "намертво" не прикрепляет: только соглашением представителей музыкального мира в целях взаимопонимания он объявляется 12-ти полутоновым, настроенным по эталону – вот и вся его "функция". Заслуга Скрябина состоит в том, что он предложил и внедрил в собственную композиторскую практику целостную систему нотной фиксации своих звукочастотных намерений (для раскрытия деталей которой следует провести тщательное текстологическое исследование скрябинских опусов – теоретики тут "в большом долгу", потому что для этого мало быть "чистым" музыкантом), позволяющую упорядочить описание отклонений от частот равномерно темперированного строя и отразить их с помощью классической нотации, в которую он вложил, по существу, совершенно новый смысл (подразумевающий настройку отдельных звуков по спектру частот натуральных гармоник тоники нотации) и сумел убедительно использовать созданную абстракцию в художественных целях, добившись впечатляющих результатов.
Главная | Биография | Статьи | Цитаты | Записи | Ноты | Альбом | Ссылки