На правах рекламы:

дополнительно по теме здесь

могилев игровые автоматы

• Для вас со скидками сейф купить по привлекательной цене.




ЦИТАТЫ
(составление и комментарии В. В. Предлогова)

Много о связях Скрябина с прошлым пишет Каратыгин:

В 1-й сонате Скрябина он усматривает явное влияние Чайковского, как и в финале 3-ей. О теме медленной части 3-ей сонаты он пишет, что она "шопеновского склада" и что сам Скрябин усматривал в ней последний момент своего духовного общения с Шопеном. Однако Каратыгин констатирует схожесть главной темы 2-й симфонии Скрябина с темой прелюдии d-moll Шопена:

"Менее ясно выраженное, чем влияние Шопена, шумановское влияние даёт себя чувствовать у Скрябина реже, но едва ли не дольше, чем шопеновское; даже среди 50-х опусов композитора встречаются пьесы, в фактуре и ритмической структуре которых нетрудно подметить известную зависимость Скрябина от гениального автора «Карнавала»".

"Наиболее крупные создания первого периода скрябинского творчества — три первые сонаты и две симфонии. Произведения эти ещё более ограничивают подчинённость Скрябина Шопену, на первый взгляд кажущуюся столь полной".

"Не надо обладать большой остротой художественного чутья, чтобы в первой части 1-й сонаты, а в особенности в "похоронной" коде (funebre) ощутить значительную близость Скрябина к Чайковскому. Та же не слишком высокой марки страстность, того же типа чувствительные малосекундовые задержания, те же, как у Чайковского, простейшие аккорды с увеличенной секстой (ложные доминантсептаккорды)".

Каратыгин считает характерными для творчества Листа такие состояния:

"...когда преувеличенности звуковых воплощений отвечает приподнятость самих переживаний, когда изломанность и искривлённость музыкальных образов не висят в безвоздушном пространстве душевной пустоты, но прочно опёрты на параллельные им явления жизнедеятельности самого духа..."

Каратыгиным выводится отсюда (из характерных состояний Листа) преемственность Скрябина по отношению к Листу:

"Эти мысли о Листе нельзя ли почти целиком приложить к Скрябину? И не ясно ли уже, почему Скрябин от Вагнера пришёл к Листу? Излом и надлом, надрыв и стихийно-мистический порыв, до преувеличения острые зигзаги резко аффективной художественной мысли, высокопарный пафос, — кого слушая: Скрябина или Листа, приходится чаще иметь дело с этими понятиями?

К тому же патетизм Листа родственен пафосу и Шопена и Чайковского, первых художественных пассий Скрябина. Это ещё более упрощало возникновение у него симпатий к Листу, а "скрябинологам" облегчало проведение любопытной параллели. Разве не знаменателен полный круг испытанных Скрябиным влияний ? Шопен и Шуман, Чайковский, отчасти Вагнер, потом Лист — да ведь перед нами тот самый ряд имён, под знаком которых воспиталась "новая русская школа" (частичное изъятие надо сделать для Чайковского; на "балакиревцев" он влиял мало; зато многие из ближайших их наследников—"беляевцев" сильно подпали под власть его музы). Выходит, что Скрябин, художник-космополит, денационализатор нашей музыки, зачинатель новой в ней эпохи, имеет, однако, отчётливые связи с прошлым…"

К оглавлению ->

 

Главная | Биография | Статьи | Цитаты | Записи | Ноты | Альбом | Ссылки

Belcanto.Ru - в мире оперы Классическая музыка.ru         2008 © Скрябин.ru. Сделано в Студии Ивана Фёдорова. О сайте