Асафьев непосредственно о ПЕРВОМ скрябинском периоде и его настроениях:
"В непосредственно музыкальном творчестве первого [скрябинского] периода можно заметить один важный факт: постепенное внедрение ритмов стихийного порядка в музыку изысканно камерного стиля и связанное с этим стремление дать простор мысли, развить широкие планы и от зябких настроений перейти к героическим порывам – к «Божественной поэме». В технике же музыкальной перейти от нежного акварельного рисунка к живописи сильными густыми мазками с декоративными приёмами. Последнее свойство сказалось в увлечении картинностью и программностью, в желании вправить стихийный полёт музыкального воображения в рамки словесной выразительности: пояснять словом музыкальную мысль".
"Дух, охваченный любовным порывом, ищет слияния с миром или, если мир противостоит ему, ищет борьбы.
В борьбе и разделении смысл жизни. Без них – застой и косность. Отсюда страстная напряжённость музыки Скрябина, трепетность и нервность её, и как бы боязнь остановки, боязнь застылости. Даже чисто созерцательные моменты этой музыки полны невыразимого тяготения ввысь, и если глубоко переживать и ощущать её выразительность, можно сравнить вызываемый ею внутренний подъём и восторг с ощущением в себе процесса роста-расцветания".
"Если не бывало ещё музыки столь нервно-утончённой в смене зыбких музыкальных настроений (множество мелких камерных фортепианных сочинений его), то не бывало и столь острых и неожиданных контрастов в движении всех элементов, составляющих композицию. Были музыканты-гении, высшие Скрябина, но столь нервно-впечатлительного и капризного в смене своих душевных настроений композитора ещё не было. Всё необычайное в его музыке вытекает отсюда.
Мне пришлось уяснить смысл всего дела композитора, чтобы приблизиться к первой вершине восхождения. В первых сочинениях Скрябина, как я уже сказал, пленяет постепенное внедрение стихийных ритмов в моментах волнуемых и мятежных, а с другой стороны – очищение настроений созерцательных от сладострастных чувствований в смысле преображения их в хрустальную музыку-мечту: музыку влечения к звёздам. Мир звуков, раскрываемый в сплетениях изысканно-капризных линий прелюдов, ноктюрнов, мазурок, экспромптов Скрябина — необозрим. Причудливые тени и светлые пятна лунных ночей, всплески воли и буйные ритмы прилива и отлива; робкий шелест листьев и нежный истомный аромат цветов, а за ними хмурые взлёты и порывы осенних ветров, вздымающих груды мёртвых листьев; торжественная тишина и музыка тех ночей, когда слышно, как звёздные лучи звенят и ткут хрустальные мелодии, а через несколько мгновений скорбные зимние напевы, оплакивающие юные весенние мечты. Нежные признания и бурные мятежные вопли. Изысканно-ядовито-чувственный лепет и светлый, радостный, пламенный, любовный восторг. Сладость, нега, истома, ласка, стыдливая застенчивость, хрупкость мечты, призрачность образов, тончайшие переливы нежных красок зари. Острое нервное взвинчивание, пламенный взлёт, причудливые смены скорбных и радостных созвучий, резкий взмах, могучий всплеск, нагнетание электричества в атмосфере, гроза — искры молнийных разрядов, светлое настроение — после грозы, весенняя пастораль и осенние грёзы о минувшем. И вдруг ярость, неукротимые удары волн о скалы, мольбы и вопли, стенания и слёзы о тщете надежд, и опять порывы, опять полёт всё вдаль, всё вперёд, пока не забрезжит свет. Воля крепнет и становится мужественнее, пассивной обречённости и жалким стонам нет места! Дух завоёвывает землю обетованную: всё ярче и ярче свет, всё красивее небо, всё глубже и глубже дыхание - вперёд, вперёд к солнцу, к свободной игре в его лучах, к Экстазу.
Такова приблизительная картина юных стремлений Скрябина. То, о чём поёт его музыка".
Главная | Биография | Статьи | Цитаты | Записи | Ноты | Альбом | Ссылки