БИОГРАФИЯ

Возвращение на родину

В январе 1909 года Скрябин снова вступил на родную землю. За время отсутствия композитора известность его значительно возросла. Его фортепианные сочинения все чаще исполнялись пианистами. Петербургская премьера Третьей симфонии тоже сыграла немалую роль в укреплении его признания. Отечественный музыкальный мир был информирован и о зарубежных его успехах. Интерес к Скрябину питался отчасти также различными слухами о его идеях и новых замыслах,— слухами, порой носившими фантастический характер. Так или иначе, возвращение Скрябина было достаточно подготовлено в смысле общественного внимания к его творчеству и к его личности. В музыкальной жизни обеих русских столиц первые месяцы 1909 года прошли, так сказать, под знаком Скрябина. В течение короткого времени последовали друг за другом два исполнения Поэмы экстаза в Петербурге, одно под управлением дирижера Г. Варлиха с Придворным оркестром, другое — в Русском симфоническом концерте под управлением Ф. Блуменфельда. В этом же концерте Скрябин сыграл Пятую сонату. Через три недели Поэма экстаза, а также Третья симфония в первый раз прозвучали в Москве, исполненные дирижером Э. Купером, одним из талантливых интерпретаторов Скрябина, тоже с участием автора в качестве исполнителя Пятой сонаты. Вся эта программа была через неделю повторена. Кроме симфонических концертов, состоялось также несколько сольных выступлений Скрябина.

Впечатления от Поэмы экстаза были очень сильны. Интерес к новому произведению Скрябина проник еще до концертов не только в профессионально-музыкальные, но и в более широкие круги публики. Так, в Москве на репетиции (которых было шесть, вместо положенных двух-трех) приходили люди, обычно их не посещавшие. По воспоминаниям современника, «чем ближе к концерту, тем напряженнее становилось на репетициях настроение публики... Незнакомые люди, случалось, заговаривали друг с другом, яростно спорили или же восторженно пожимали друг другу руки; бывали и еще более экспансивные сцены волнения и энтузиазма». Исполнение Поэмы экстаза вызвало резкое расслоение среди слушателей. Далеко не все могли сразу принять все то новое в творчестве Скрябина, что выявилось в нем за последние несколько лет. На многих действовало отрицательно и помещенное в программах туманно-выспренное философское «толкование» произведения, принадлежавшее перу Б. Шлецера.

Пребывание Скрябина в России было на этот раз еще непродолжительным. Вскоре после московских и петербургских концертов композитор снова выехал вместе с женой в Брюссель, где прожил до конца года. Теперь вся его творческая энергия была всецело отдана «Прометею». Музыка поэмы была в основном закончена в течение 1909 года, но, как всегда, оркестровка и окончательная отделка партитуры растянулись еще до следующего года. За это время продолжалось триумфальное шествие Поэмы экстаза за рубежом: на протяжении нескольких месяцев она была дважды исполнена в Берлине дирижерами А. Хессиным и Э. Купером.

В январе 1910 года Скрябин с семьей возвратился в Москву уже окончательно. Вновь состоялись на протяжении трех недель исполнения Третьей симфонии немецким дирижером О. Фридом и Поэмы экстаза Кусевицким. Весной Скрябин принял участие в организованной Кусевицким грандиозной концертной поездке по приволжским городам, продолжавшейся более месяца. В поездке участвовал оркестр Большого театра, для чего был специально нанят пароход, на котором перевозились оркестровые инструменты, а также концертный рояль. Всего дано было 19 концертов в И городах. В основную программу входили Концерт Скрябина и его фортепианные пьесы в исполнении автора. Поездка эта имела большое культурно-просветительное значение и способствовало расширению известности Скрябина в провинции.

Летом этого года на даче в Подмосковье была наконец закончена партитура «Прометея».

Вперед ->

 

Главная | Биография | Статьи | Цитаты | Записи | Ноты | Альбом | Ссылки

Belcanto.Ru - в мире оперы Классическая музыка.ru         2008 © Скрябин.ru. Сделано в Студии Ивана Фёдорова. О сайте