ЦИТАТЫ
(составление и комментарии В. В. Предлогова)

Прежде чем приступить к разговору непосредственно о Скрябине, необходимо углубиться в историю русской музыки, всё более удаляющуюся от нас во времени. Как будет очевидно, сие необходимо для адекватного рассмотрения генезиса скрябинского музыкального мышления – впоследствии многоликого, но на первом этапе сугубо "фортепианного". В этом нам помогут цитаты из работ и воспоминаний Б. В. Асафьева, Л. Л. Сабанеева, В. Г. Каратыгина и В. В. Ястребцева.

Как всегда, родоначальником всего и вся на Руси явился великий Глинка.

Асафьев о генезисе русской композиторской школы

Асафьев о слухе Глинки и о композиторском слухе как таковом

Асафьев о значении творчества Глинки и Чайковского

Асафьев о фундаментальном значении творчества Чайковского для русской школы

Каратыгин о преемственности Скрябина от Чайковского

Асафьев о Танееве-рационалисте

Асафьев о рационалистических тенденциях эпохи

Асафьев о прогрессивности рационалистической системы преподавания Танеева

Сабанеев о раннем Скрябине и о тогдашнем мнении Танеева о Вагнере

Сабанеев о Танееве и о мнении Скрябина о Вагнере

Ястребцев о круге раннего профессионального общения Скрябина

Ястребцев о другом посещении Римского-Корсакова Лядовым и Скрябиным – любопытен список гостей в конце

Сабанеев о молодом Скрябине, его "мистике" и творческой психологии

Сабанеев о позднем Скрябине

Сабанеев о значении Шопена для Скрябина

Каратыгин о Лядове и о чертах его преемственности от Шопена

Каратыгин о влиянии Шопена и Лядова на Скрябина

Асафьев об историческом значении творчества и преподавания Лядова, о генезисе, о творческой психологии, о миниатюризме Лядова, о соприкосновении его стиля со стилем Скрябина

Сабанеев по поводу нелюбви Скрябина к "грязи"

Асафьев о параллелях в творчестве различных композиторов и о творческой психологии Лядова

Каратыгин о связях Скрябина с прошлым

Каратыгин об особенности скрябинского гармонического вИдения и о его тенденции пестовать и удерживать проходящие гармонии, тонику же трактовать как проходящую гармонию

Ястребцев об отношении Римского-Корсакова к Скрябину, а также рассказ про знаменитый "тост за консонанс"

Асафьев о влиянии Глазунова на Скрябина, а также о влиянии Танеева на всю русскую школу

Асафьев о различиях творческой психологии Глазунова, Чайковского и Скрябина

Асафьев о генезисе фортепианных стилей Рахманинова и Скрябина

Асафьев об исполнительстве Грига, шопеновских исполнениях Балакирева и Лядова, об исполнительстве Скрябина и его прототипах и параллелях, о расподичности Рахманинова и Скрябина

Сабанеев о музыкальном кругозоре Скрябина и о непризнании Скрябиным собственной творческой преемственности

Асафьев о творческих императивах Рахманинова и Скрябина и о влиянии идейной, художественной и политической атмосферы России на Скрябина

Сабанеев, подтверждая влияние идейной, художественной и политической атмосферы России на Скрябина

Асафьев о продолжении тенденций, обозначенных в творчестве Чайковского, в атмосфере предреволюционной (до 1917 года) России

Асафьев об "общемосковских" тенденциях в творчестве и в исполнительстве Метнера, Рахманинова и Скрябина

Асафьев о Ребикове и его словесных комментариях к собственным произведениям

Асафьев о стремлении Скрябина к "разрежению" музыкальной ткани как особенности его музыкальной коституции

Асафьев о роли жанра прелюдии в творчестве Скрябина

Асафьев о психологии творца

Асафьев об особенностях творческой психологии Скрябина и об индивидуалистических тенденциях

Каратыгин об интиидеологизме и индивидуализме Скрябина

Каратыгин об особенностях творческой психологии Скрябина и об идеологии "вечного достигания" в противовес идеологии "достижения"

Асафьев непосредственно о ПЕРВОМ скрябинском периоде и его настроениях

Находясь под впечатлением найденного и прочитанного, я всё же хотел бы ещё кое-что обобщить, кратко указав на основные моменты.

Прежде всего очевиден творческий генезис Скрябина, ведущий своё происхождение из глубины веков через Моцарта, Фильда и Глинку – к Чайковскому, Танееву, Лядову, Аренскому, Глазунову. Как следует из исторических материалов, Скрябин вращался в высокопрофессиональных творческих кругах, в дискуссиях с коллегами и в их музыкальных показах воспринимая всё музыкально ценное, что ему могли преподнести тогдашние музыкальная Москва и Петербург – а они могли преподнести и реально преподнесли ему весьма немало!

Как дружно отмечают биографы и исследователи, Скрябину уже на раннем этапе творчества были свойственны мистические, мегаломанические устремления, тогда ещё не находившие, однако, непосредственного выхода в его творчестве, но тем не менее проявлявшиеся на раннем этапе в стихийности музыкального высказывания и повышенном динамизме его исполнительской манеры, что находило отражение и в его композициях, а в дальнейшем переросло в такое специфически скрябинское качество как "полётность".

Всеми исследователями дружно отмечается также стремление композитора в связи с этим предельно разредить и облегчить музыкальную ткань своих фортепианных творений. При этом применительно к скрябинскому фортепианному творчеству необходимо упомянуть о так называемой "салонности" в смысле стремления выражать даже самые грандиозные идеи скромными и интимными пианистическими средствами.

Особого внимания заслуживают отмечаемые всеми интеллектуализм и рационализм творческого процесса и самих творений Скрябина, что берёт своё начало, по всей видимости, в преподавательских и композиторских принципах Лядова и Танеева, несомненно воспринятых и творчески развитых Скрябиным. В этом смысле следует отметить тщательную отшлифованность и строгую формализованность структуры скрябинских творений, его нетерпимость к гармонической "грязи", откуда, т.е. из постоянной включённости слухового контроля, непосредственно вырастет в дальнейшем "выслушанная" им супергармония, основанная на частотах натуральных обертонов тоники, как следствие устремления Скрябина к предельной и "высшей" чистоте музыкальной ткани.

Всеми дружно отмечается также капризность, состояние постоянного раздражения, эротизм скрябинского творчества, его устремление к экстазу, его психология вечного достигания в противовес психологии достижения, ибо Скрябина больше интересует динамика движения к цели, т.е. процесс, а не результат.

Необходимо отметить также такую особенность, свойственную уже ранним его пьесам и проницательно отмеченную Асафьевым, как "полимелодика". Это качество тоже выводится не как "открытие" Скрябина, а как следствие "общемосковских" установок, нашедших в Скрябине одного из своих апологетов.

Важно уделить внимание стремлению молодого Скрябина сопровождать свои музыкальные творения словесными пояснениями – это тоже выводится как следствие исторического контекста, так как было свойственно не только музыкантам (к примеру, Ребикову, Метнеру), но и предствителям других творческих кругов.

Также следует обратить особое внимание на жанр прелюдии, понимаемый как "лаборатория" скрябинского стиля.

О влиянии педагогических установок Сафонова и о его пианизме, а также о пианизме Лядова уже говорилось.

Следует отметить также общее мнение всех исследователей о рапсодичности скрябинского исполнительства, когда специфическую манеру интонирования творца-исполнителя трудно и даже почти невозможно отделить от особенностей его творений.

Собственно, самый важный вывод, который можно сделать по прочтении всех этих цитат – о Скрябине всё уже написано, надо лишь творчески подойти к имеющемуся материалу и суметь выделить действительно ценное с точки зрения понимания скрябинского композиторского и исполнительского стилей.

Валентин Предлогов

Главная | Биография | Статьи | Цитаты | Записи | Ноты | Альбом | Ссылки

Belcanto.Ru - в мире оперы Классическая музыка.ru         2008 © Скрябин.ru. Сделано в Студии Ивана Фёдорова. О сайте