БИОГРАФИЯ

Возвращение на родину (продолжение)

Свои произведения (иногда еще незаконченные) он любил играть в интимном кругу, сопровождая их словесными пояснениями. Эти пояснения воспринимались как существенная составная часть музыкально-образного содержания. Главное место среди мечтаний Скрябина, которыми он делился с близкими ему людьми, занимала «Мистерия». С увлечением развивал он ряд подробностей этого фантасмагорического проекта. Иногда композитор играл в интимной обстановке отрывки музыки, предназначавшиеся для «Мистерии»: нежную и тонкую «мерцающую» тему, как он ее называл, тему «огней» (или «искр»), после вошедшую в Седьмую сонату. Была у него еще тема «колокольного шествия», ею должна была открываться «Мистерия», под звон этих колоколов народы двинутся «в Индию». «Ах, почему это нельзя сделать так, чтобы с неба звучали эти колокола! Да, они должны звучать с неба!» — воскликнул он однажды.

Очень много рассказывал Скрябин о своих планах объединения в «Мистерии» различных видов искусства. Большое место уделял он танцу, пластическим движениям, замышляя, по аналогии со «световой симфонией», «симфонию телодвижений». Но, в отличие от «Прометея», где свет лишь следовал параллельно музыке, в «Мистерии» отдельные художественные средства должны были приобрести известную самостоятельность, «контрапунктировать» между собой — например, «свет идет своей мелодией, а звук своей»,— говорил он; иногда один вид искусства может переходить в другой, например, мелодия начнется звуками, а продолжится в жестах или в световой линии. Некоторые подробности скрябинских мечтаний носили предельно фантастический характер. Так, например, «храм», в котором должна была совершиться «Мистерия», он мыслил теперь уже не как реальное здание из какого-нибудь конкретного строительного материала, а как «прозрачную, текучую архитектуру» с колоннами из... благовоний! Эти колонны, представлялось ему, будут освещаться «световой симфонией», будут подвижны, растекаясь и вновь собираясь. «Это будет текучее, переменное здание, текучее, как и музыка. И его форма будет отражать настроение музыки и слова» — мечтал он. Таким образом, наряду со «световой симфонией» и «симфонией телодвижений» предполагалась также «симфония ароматов».

При этом к «световой симфонии» в воображении композитора присоединялись еще «краски восхода и заката солнца» — ведь «Мистерия» должна была продолжаться семь дней! Правда, под каждым днем он подразумевал «целые огромные эпохи», потому что, как он говорил, «само время ускорится, и в эти дни мы переживем миллиарды лет!» Скрябин мечтал ввести в «Мистерию» наряду с обычными инструментами особые, еще не созданные инструменты с новыми, небывалыми тембрами, обогащающими уже существующие, с более тонкими градациями высоты, чем в общепринятом равномерно-темперированном строе. Новые, необычные эффекты задумывал он извлечь также из звучания хора путем применения вместо пения шепота: «Шепот, огромной массы народа, шепот хора... это должно быть совершенно новое ощущение...» — говорил он. Исходя из правильного в принципе понимания огромного выразительного значения пауз в музыке, он замышлял применить в «Мистерии» звуки, реально не слышные, а лишь «воображаемые», которые предполагал нотировать особыми знаками.

Делясь всеми этими планами и мечтаниями, композитор приходил в возбужденное, приподнятое состояние. «Как это волнует!., одно это бесконечное разнообразие возможностей. Как будто какую-то неисследованную землю открыл...» В то же время он с беспокойством и тоской восклицал иногда: «Но как ужасно велика работа, как ужасно она велика!»

Вперед ->

 

Главная | Биография | Статьи | Цитаты | Записи | Ноты | Альбом | Ссылки

Belcanto.Ru - в мире оперы Классическая музыка.ru         2008 © Скрябин.ru. Сделано в Студии Ивана Фёдорова. О сайте