ЦИТАТЫ
(составление и комментарии В. В. Предлогова)

Асафьев о фундаментальном значении творчества Чайковского для русской школы:

"Любопытный факт: Чайковский — не пианист и не скрипач — сумел создать симфонически яркую фактуру фортепиано и скрипки в своих концертах! Аренский, чувствовавший фортепиано пианистически-салонно, не может выйти из сферы милых и хороших звучаний, и только тёплый, СИМПАТИЧНЫЙ тон его лирики помогает ещё воспринимать некоторые из его сочинений. Музыка Аренского, как и большинство произведений московских эпигонов и петербургских композиторов «беляевского каталога» (речь идёт, конечно, не о вождях), служит показательным результатом влияния эпохи политического и общественного безвременья (80-х и 90-х гг.) на творчество: можно было овладеть подражательной техникой письма, но при внутренней технической опустошённости и отсутствии социально-ярких стимулов даже сильные таланты с трудом могли создавать содержательные произведения, не прячась в стилизаторство и т.д."

"Чайковский создал свой характерный и ярко индивидуальный фортепианный стиль, хотя и под сильным влиянием шумановских приемов, идеи и фактуры. Лучшие пьесы для фортепиано Чайковского как раз те, в которых он меньше всего заботится о внешнем пианизме, о штампованных фигурациях, орнаментах, об удобных пассажах и т.п., но где зато в пределах несложной и виртуозно неблестящей фактуры он даёт полную волю своему воображению".

"Близко к настроениям и фактуре камерного стиля Чайковского подошёл в части своих фортепианных произведений (например, в популярной серии 24-х пьес opus'a 36), затем в d-moll'ном фортепианном трио и а-moll'ном струнном квартете (с вариациями на тему Чайковского) Аренский. Но, конечно, как всякое вторичное проявление эмоциональных состояний одного и того же порядка, причём без присущей первоисточнику динамики — эти вещи лишены одинаковой с ним ценности и одинаковой силы воздействия.

Однако фортепианный стиль Аренского в деталях своих исторически значительнее, чем это кажется по непосредственному знакомству с произведениями его, только отражающими стиль Чайковского. Дарование Аренского отлично определяется словами: СИМПАТИЧНАЯ ЛИРИКА. Ни силы, ни борьбы, ни резких конфликтов в ней нет. Это лирика пассивная. Но притягательность её заключается в вызываемом ею сочувствии к её мягкости и к её музыкальному изяществу.

К сожалению, «эмоциональная температура» музыки Аренского сильно понижена в сравнении с музыкой Чайковского. Благодаря интеллигентской «зябкости» у Аренского отсутствует строительство в области формы, и потому при восприятии его музыки в большом количестве утомляет бедность схем, преобладание сходных сопоставлений и мелочность техники. Важно, однако, что Аренский умел при своём скромном даровании уловить все выразительно ценное в камерном и салонном пианизме европейских романтиков и Чайковского и образовать новый интимно-лирический фортепианный стиль, в котором даны предпосылки пианизма Рахманинова, Метнера и, конечно, раннего Скрябина. Если сравнить любую из пьес Аренского с миниатюрами Мендельсона, Шумана, Шопена или с салонными пьесами Гензельта, то разница в характере и эмоциональном тоне музыки сразу же чувствуется.

Творчество Аренского стоит на грани между Чайковским и между развитием камерного стиля Танеева и ярким расцветом московского пианизма в музыке Скрябина и его современников.

Стиль Аренского — типичный прекраснодушный российско-интеллигентский стиль, в котором европейские элементы весьма «национализированы», а русские «европеизированы»".

К оглавлению ->

 

Главная | Биография | Статьи | Цитаты | Записи | Ноты | Альбом | Ссылки

Belcanto.Ru - в мире оперы Классическая музыка.ru         2008 © Скрябин.ru. Сделано в Студии Ивана Фёдорова. О сайте