ЦИТАТЫ
(составление и комментарии В. В. Предлогова)

Асафьев о параллелях в творчестве различных композиторов и о творческой психологии Лядова:

"…итальянские реминисценции живут у Чайковского на иной лад, чем итальянизмы у Глинки. Ранний Скрябин питается лирикой Шопена, но с первых сочинений остается Скрябиным. И если в миниатюрах Лядова повсюду скользят чужие (но не чуждые) его натуре отзвуки, то в них же повсюду дают себя знать мысли и вкус самого композитора, особенно в кружевной орнаментике, в рельефном голосоведении, в нежном и хрупком модулировании, в технике «проходящих нот», апподжиатур, задержаний, подъёмов и в прочих средствах оживления контуров гомофонно-гармонической ткани и тонально-кадансовых формул. Кроме того, в отличие от непосредственного беспечного высказывания в привычных схемах, как это удавалось порой красиво делать Кюи, лядовские миниатюры обнаруживают постоянное стремление композитора заменять обычные для мелких форм механические сопоставления мелодий тематическим (вернее мелодическим) их развитием. Это достигается таким образом, что в формуле трехчастности: a+b+а средняя часть не заполняется новым материалом, и её музыка вытекает из данных в первой части стимулов. Благодаря этому в трёхчастной схеме образуется непрерывность становления и подчёркивается единство замысла как в отношении процесса формирования, так и в отношении стиля пьесы. Особенно от этого выигрывают формы прелюдов, так как в танцевальных формах дробность схемы и сопоставлений всегда сглаживается постоянством ритмической формулы — особенной для каждого танца, в прелюдах же нет предустановленных объединяющих принципов. Таким образом, Лядов, избегавший писать музыку в крупных формах и далекий от эмоционально-драматического симфонизма, не чуждался идеи развития в пределах своих миниатюр и тем обогащал их содержание и усиливал напряжение. Значительная часть прелюдов, этюдов, мазурок и других разнородных его пьес построена в плане развития единой мелодической линии, а в отношении динамики — как движение от данного первотолчка или импульса".

"Пианизм, интимный и уютный, Лядова определяет, во многом, фортепианное творчество беляевского кружка. Каталог беляевского издательства (повторяю — это было издательство идейно-кружковое с редкими смелыми отклонениями в сторону иных течений — например, в случае со Скрябиным, где сказалась воля самого Беляева) является определённо выраженным показателем или равнодействующей вкусов кружка: Лядов печатается в этом издательстве с 20 opus'a («Новинка»)".

К оглавлению ->

 

Главная | Биография | Статьи | Цитаты | Записи | Ноты | Альбом | Ссылки

Belcanto.Ru - в мире оперы Классическая музыка.ru         2008 © Скрябин.ru. Сделано в Студии Ивана Фёдорова. О сайте