ЦИТАТЫ
(составление и комментарии В. В. Предлогова)

Каратыгин об особенности скрябинского гармонического вИдения и о его тенденции пестовать и удерживать проходящие гармонии, тонику же трактовать как проходящую гармонию:

"Нонаккордовые функции разного рода в наиболее отчётливом виде можно найти у Римского-Корсакова (в "Снегурочке", в "Золотом Петушке", в "Китеже") – здесь есть гармонии, близкие к аккорду "Прометея" Скрябина.

Но есть большая разница между отношением к подобным звукосочетаниям Римского-Корсакова и Скрябина. Римский-Корсаков полагал — и не без оснований, — что широкое пользование альтерированными септ- и нонаккордами ведёт композитора к ложному драматизму и напыщенности. Соответственно этому взгляду, сам Римский-Корсаков пользовался такими комбинациями очень осторожно, всегда тщательно подготовляя их, обязательно разрешая непосредственно или приводя к устойчивому аккордовому равновесию путём ясного и строгого голосоведения, так чтобы сложная альтерированная гармония оказывалась на положении проходящего момента. У Скрябина даже во многих ранних его вещах, скорее, напротив, ясный консонанс является проходящей гармонией, а альтерированные аккорды, равно как сложные задержания, предъёмы, вспомогательные ноты, получают значение главных устоев гармонического плана. Иначе говоря, Скрябин-шопенианец, оставаясь ещё всецело в плоскости обычного, "нормального" музыкального мышления, уже значительно, однако, перемещает центр тяжести этого мышления, всё больше и больше интересуясь такими типами звучаний, такими музыкальными образами, которые в мире доскрябинской музыки являются редкостью и принадлежат к категории "проходящих".

Таков облик молодого Скрябина. Шопен — явный, главный властитель дум его; но не абсолютный и не единственный".

К оглавлению ->

 

Главная | Биография | Статьи | Цитаты | Записи | Ноты | Альбом | Ссылки

Belcanto.Ru - в мире оперы Классическая музыка.ru         2008 © Скрябин.ru. Сделано в Студии Ивана Фёдорова. О сайте