ЦИТАТЫ
(составление и комментарии В. В. Предлогова)

Асафьев о генезисе фортепианных стилей Рахманинова и Скрябина:

"… Фортепианные концерты Рахманинова составили эпоху в развитии фортепианно-концертного стиля всё от того же источника — от игры братьев Рубинштейнов сквозь лирику Чайковского, а не прямо от Листа. Страстная, темпераментная и насыщенная нетерпеливым бурным и протестующим пафосом лирическая музыка Рахманинова смешивается, как и у Рубинштейна, с концертно-эстрадной показной стороной изложения, что вполне понятно у пианиста такого размаха, каким является Рахманинов. Симфонический организующий принцип не до конца проникает его концерты, и виртуозные элементы в них всё-таки, никогда всецело не затемняя симфонического напряжения, нередко превращаются в риторику. Концертный стиль Рахманинова всегда легко узнать по специфическим мелодическим оборотам, по типу орнамента, по манере ФОРТЕПИАННОЙ ИНСТРУМЕНТОВКИ (фон и рисунок, степень рельефности различных голосов и т. д.), по плотности мазка и по технике лепки.

Полная противоположность стиля Рахманинова — стиль Концерта для фортепиано с оркестром Скрябина (fis-moll, op.20, соч. в 1897 г.). Ткань скрябинского концерта шопеновски воздушна и прозрачна. Нисколько не может умалить значения Скрябина заметная зависимость музыки от фактуры и меланхолической окраски лучших фортепианных пьес Аренского: такова уж была сфера, в которой формировался талант Скрябина, и мне кажется, что выводить его ранний стиль целиком из Шопена, минуя окружающую московскую среду, нет никакой необходимости. Разреженная ткань концерта позволяет композитору доводить грани тем и орнаментов до исключительной нежности и зыбкости. Свойственные музыке нервная трепетность и взволнованность, всё время сдерживаемые в пределах утонченно салонной выразительности, оживляют и одухотворяют концерт на всём его протяжения. Это гармоничное по своей поэтичности, по своему вкусу и глубоко человечной прочувствованной лирике произведение, в сравнении с которым грубеют остальные фортепианные концерты той эпохи".

"Если отвлечься от далёкой практики старомосковского фортепианного музицирования, включая прадедушку Фильда, то выдающейся личностью совершенного музыканта был Николай Рубинштейн, гармонично сочетавший в себе возможности композитора, мало проявившиеся, с выдающейся ролью дирижера-пропагандиста, тонкого пианиста и «деятельнейшего музыкального деятеля». И тем не менее историю современного русского пианизма надо начинать с рождения Первого фортепианного концерта Чайковского, где великий композитор по-русски, в условиях интенсивно возраставшей общей московской художественной культуры, обобщив лучшие завоевания тогдашнего Запада, создал русский симфонический пианистический стиль.

И вот, из огромного композиторского завоевания, чем является упомянутый фортепианный концерт, выросло художественное течение, составляющее главное, существенное свойство русско-московского пианизма,— его насыщенность творчеством, ощущениями творческого процесса и проявлением композиторской культуры, вопреки чистой виртуозности блестящего концертного стиля. Достаточно вспомнить Танеева и назвать славное имя «аристократа музыки» Скрябина".

К оглавлению ->

 

Главная | Биография | Статьи | Цитаты | Записи | Ноты | Альбом | Ссылки

Belcanto.Ru - в мире оперы Классическая музыка.ru         2008 © Скрябин.ru. Сделано в Студии Ивана Фёдорова. О сайте