На правах рекламы:

дополнительная информация здесь




ЦИТАТЫ
(составление и комментарии В. В. Предлогова)

Асафьев о творческих императивах Рахманинова и Скрябина и о влиянии идейной, художественной и политической атмосферы России на Скрябина:

"Если для глубоко личного эмоционального симфонизма Рахманинова наиболее характерным состоянием является пафос в аристотелевском смысле, то для не менее эмоционального симфонизма Скрябина столь же характерным состоянием надо признать экстаз. Трудно в мировой симфонической литературе найти произведения, адекватные скрябинскому нервному и утончённо-артистическому экзальтированному творчеству. В особенности это касается последнего периода его композиторской деятельности, считая приблизительно от Третьей симфонии («Божественная поэма»). Скрябин шёл от Шопена и Листа. Он сумел сделать рационально обоснованные и последовательные выводы из основных предпосылок их музыки, гениально претворить наиболее ценные и жизненные свойства их искусства (особенно в области гармонии) в свой самостоятельный мир звукообразов. Конечно, скрябинские завоевания стояли в тесной связи с интенсивным артистическим развитием и ростом художественного сознания самого композитора и с усиленным чувственным возбуждением его психики. Окружающая Скрябина интеллигентная среда точно так же культивировала идеологию утончённого мистического индивидуализма, истоки которого таились в эротической экзальтации, свойственной той эпохе. Крайне обострённое жизнеощущение, до болезненности развитая чувствительность у наиболее чутких людей требовали постоянного возбуждения и раздражения. В этой атмосфере и получило импульсы к росту утончённейшее искусство Скрябина с его эгоцентрической философией безгранично свободной и всесильной личности, отождествлявшей себя с космосом (я — бог, я — мир, я — центр вселенной). Конечно, это искусство было самым сильным и непреходящим созданием нервно-возбуждённой эпохи, сильным и ценным, несмотря на вызвавшие его крайние индивидуалистические и социально-утопические течения. Оно не знало покоя, обывательщины, пошлости, инертного отношения к жизни. Музыка Скрябина — это неудержимое глубоко человечное стремление к свободе, к радости, к наслаждению жизнью. В ней взаимно сопутствуют друг другу постоянная неудовлетворённость и напряжение всех сил — и она продолжает существовать как живой свидетель лучших чаяний своей эпохи, в условиях которой она была «взрывчатым», волнующим и беспокойным элементом культуры".

К оглавлению ->

 

Главная | Биография | Статьи | Цитаты | Записи | Ноты | Альбом | Ссылки

Belcanto.Ru - в мире оперы Классическая музыка.ru         2008 © Скрябин.ru. Сделано в Студии Ивана Фёдорова. О сайте