На правах рекламы:
• Квартира на сутки в москве. Посуточно снять квартиру в москве www.ulitkahotel.ru.
• Наш бетон архитектурный, купить исходя из ваших финансовых возможностей.
Возвращение на родину (продолжение)
Премьера нового симфонического произведения Скрябина ожидалась с большим нетерпением и превратилась в значительнейшее событие тогдашней русской музыкальной жизни. Острое разделение мнений началось уже на репетициях, которых потребовалось целых девять. Первое исполнение состоялось 15 марта 1911 года под управлением Кусевицкого, при участии автора в качестве исполнителя фортепианной партии. Как уже стало обычным при исполнении новых произведений Скрябина, «Прометей» породил, по выражению современников, «ожесточенные споры, экстатический восторг одних, глумление других, большей же частью — непонимание, недоумение». В итоге, однако, успех был огромный: композитора забросали цветами, в течение получаса публика не расходилась, вызывая автора и дирижера. Расхождения в оценке «Прометея» ярко отразили многочисленные отзывы о нем в печати. Диапазон их простирался от признания его «откровением гения» до квалификации как «сплошной какофонии», «хаоса звуков» и «бреда расстроенного воображения». Особенно изощрялись рецензенты реакционной прессы; критик черносотенной газеты «Новое время», иронизируя по поводу «световой симфонии», писал, что «идя по этому пути, композиторы скоро потребуют настоящей луны или солнца, или воды... После симфонии „огня" мы вправе ожидать симфонии „запахов" ... А уж какие запахи будут — об этом речь впереди у таких авторов».
Через неделю после Москвы с «Прометеем» познакомился и Петербург, в исполнении того же Кусевицкого. В ноябре этого же года «Прометей» был повторно исполнен в Петербурге А. Зилоти. Известный пианист, дирижер и музыкальный деятель, основатель собственной концертной организации, Зилоти стал в этот период главным пропагандистом творчества Скрябина в Петербурге. После первого исполнения «Прометея» в концерте Зилоти беляевский Попечительный совет присудил за него Скрябину Глинкинскую премию. Несмотря на большие сомнения и колебания членов жюри, вызванный произведением Скрябина резонанс музыкальной общественности был столь велик, что совет все же разрешил вопрос положительно.
Уже начиная со следующего года «Прометей» стал появляться и на зарубежных концертных эстрадах, исполненный в ряде городов Голландии (под управлением знаменитого дирижера В. Менгельберга), Германии и Англии (в Лондоне).
В 1912 году Скрябин снял квартиру в доме № 11 по Большому Николо-Песковскому переулку (теперь улица Вахтангова), около Арбата. Здесь он прожил с семьей последние три года жизни. В эти годы определяется тот довольно устойчивый жизненный уклад, в рамках которого протекает последний период творческого пути Скрябина. Непрерывная активная работа, концертные выступления, общение со сравнительно небольшим кругом людей заполняют его жизнь.
Воспоминания современников позволяют воссоздать человеческий облик композитора тех лет. Уделяя большое внимание своей внешности, Скрябин всегда был одет очень тщательно, элегантно, даже в домашней обстановке. Небольшого роста, с маленькой бородкой и закрученными вверх, по моде того времени, усами, он своим видом разочаровывал тех, кто ожидал найти в нем нечто соответствующее грандиозности его творческих замыслов. Тепличное воспитание в детские годы способствовало выработке у него повышенной мнительности. Он вечно боялся всяких инфекций, на улице обязательно носил перчатки, без которых не брал в руки денег, считал, что нельзя есть печенье, упавшее на скатерть («мы руки ведь кладем на скатерть»,— говорил он), опасался сквозняков и т. д. При встрече с малознакомыми людьми он держался изысканно вежливо, официально-светской безукоризненной корректностью устанавливая между собой и собеседником некую необходимую дистанцию. Наоборот, в общении с человеком, в котором ощущал искреннее к себе расположение, его взгляд становился детски доверчивым, интонации голоса — мягкими и простыми. Обычно скромный, даже застенчивый, очень податливый и непрактичный в житейски-бытовом плане, Скрябин в вопросах художественных, музыкальных, везде, где дело касалось искусства, проявлял страстную убежденность и непоколебимость.
Главная | Биография | Статьи | Цитаты | Записи | Ноты | Альбом | Ссылки